Формирование УУД

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОЗЕРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КРАСНОЗЕРСКИЙ ЛИЦЕЙ № 2 ИМЕНИ Ф.И. АНИСИЧКИНА»

Формирование УУД

 

 Формирование универсальных учебных действий во внеурочной и урочной деятельности

Основной акцент в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования и основного общего образования сделан на развитие у школьников универсальных учебных действий (УУД). Однако содержание деятельности по их формированию вызывает у педагогов много вопросов. Что конкретно необходимо делать учителю по развитию УУД? Как увязать предметное содержание деятельности педагога и формирование УУД?  Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка, где вы найдёте ответы на эти и другие вопросы по данной теме. Библиографические описания статей сопровождаются краткой аннотацией и гиперссылкой на статью. 

Иванов, Д.А. Определение основных понятий, содержащихся в ФГОС / Справочник заместителя директора школы.-2012.-№8.-С. 70-76.

Рассмотрение понятий: системно-деятельностный подход в образовании, урочная и внеурочная деятельность, компетенция, универсальные учебные действия, оценивание в образовании, оценка качества образования, самооценка учителем своей образовательной деятельности.

 

Шалашова, М.М. Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС //Справочник заместителя директора школы.-2012.-№9.-С. 30-33.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы. Формирование УУД. Методика расположения измеряемых показателей в ранговом меню.

 

Якушина, Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС //Справочник заместителя директора школы.-2012.-№10.-С. 21-25.

Этапы конструирования урока. Карта обеспеченности урока. Технологическая карта урока.

 

Саркисова, И.И. Приёмы педагогической техники для развития универсальных учебных действий //Справочник заместителя директора школы.-2012.-№9.-С. 34-37.

Конструктор приёмов педагогической техники, формирующих универсальные учебные действия учащихся.

 

Воровщиков, С.Г., Татьянченко, Д.В. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования //Справочник заместителя директора школы.-2012.-№5.-С. 67-76.

Перечень и описание учебно-управленческих, учебно-информационных и учебно-логических умений обучающихся основной школы.

 

Батурова, Э.Ф. Альтернативные технологии развития универсальных учебных действий //Справочник заместителя директора школы.-2012.-№5.-С. 77-93.

Проектная деятельность на уроках литературы с целью развития креативных качеств учащихся. Конструирование содержания информации с ориентацией на различные стили её кодирования. Применение нестандартных проблемных задач на уроках истории. Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками на уроках математики. Решение №оценочных» задач на уроках химии.

 

Пототня, Е.М. Краткосрочные курсы как средство формирования универсальных учебных действий //Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С. 58-74.

Краткосрочные курсы как форма организации образовательного процесса. Специфика краткосрочных курсов, направленных на формирование УУД. Рекомендации по разработке и написанию учебных программ краткосрочных курсов, направленных на формирование УУД.

 

Якушина, Е.В. Формирование у обучающихся коммуникативных УУД с помощью сетевых сервисов //Справочник заместителя директора школы.-2013.-№11.-С. 75-80.

Основные задачи формирования коммуникативных УУД у обучающихся. Сетевые сервисы для организации работы с сетевым проектом: открытые общественные веб-сервисы, электронные свободно пополняемые энциклопедии, социальные сети, «облачные сервисы». Пример работы с сервисом, позволяющим организовать совместную работу с различными типами документов.

 

Вишкарева, И.Л. Система работы учителя начальной школы по формированию универсальных учебных действий / И.Л. Вишкарева // Практика административной работы в школе.- 2012.-№6.- С. 9-13.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования провозглашает одной из задач современной системы образования формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Однако содержание деятельности по их формированию вызывает у педагогов много вопросов. Что конкретно необходимо делать учителю начальной школы по развитию УУД? Как увязать предметное содержание деятельности педагога и формирование УУД? На эти вопросы пытается ответить автор материала. В публикации вы найдете также образец заполнения технологической карты урока, ориентированного на формирование у обучающихся УУД.

 

Бакулина, Н.Н. Роль классного руководителя в формировании универсальных учебных действий на начальной ступени обучения // Практика административной работы в школе».-2012.-№6.- С. 15-18.

Каким же должен быть современный классный руководитель, ориентированный на развитие универсальных учебных действий? Что следует изменить в содержании его работы? В данной статье вы  можете познакомиться   с тем, какие формы и методы работы классного руководителя автор использует, что является приоритетным на сегодняшний день направлением в формировании УУД в  гимназии, где она работает.

 

Тимофеева, Н.Л. и др. Интеграция междисциплинарных программ по формированию учебно-информационных УУД средствами предметов гуманитарного цикла (первый опыт апробации ФГОС ООО в 5 классе)/Н.Л. Тимофеева, С.И. Граматчикова, В.В. Бессонова, И.Н. Патрахина //Методист.-2013.-№2.- С.44-49.

Статья посвящена анализу опыта работы коллектива педагогов МАОУ СОШ №8 г. Ишима по стандартам второго поколения в 5 –м классе. На базе школы открыта пилотная площадка по апробации познавательных общеучебных информационных УУД.

 

Гиниятуллина, А.А. Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий //Методист.-2011.-№9.- С. 58-61.

Организация групповой работы младших школьников.

 

Гузенко, Ю.В. Реализация программы формирования УУД в образовательном процессе//Методист.-2011.-№9.- С. 62-64.

 

Сыйразова, Х.Г. Работаем по новым стандартам // Начальная школа плюс до и после».-2012.-№4.- С. 55-56.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить, во-первых, становление личности младшего школьника; во-вторых, раскрытие его индивидуальных возможностей. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, но и сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. Конструктивно решать эти задачи помогает деятельностный метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно-познавательной деятельности. По мнению исследователей, деятельностный метод обучения является универсальным. В своей педагогической работе автор данной статьи включает детей в поисковую деятельность, чтобы стимулировать их интерес при усвоении правил русского языка на примере проведения урока русского языка в 4-м классе. Тема урока «Изменение имен прилагательных по падежам».

 

Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа».- 2012.-№10.-С.6-12.

В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых обращается особое внимание. У многих учителей начальной школы возникают вопросы: «Что это такое?», «Как формируются УУД в обучении?». На них авторы пытаются ответить в данной статье.

 

Халтурина, Г.П. Разновозрастный проект как средство формирования универсальных учебных действий / Г.П.Халтурина // Начальная школа плюс до и после».- 2013.-№1.- С. 33-35.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования позволяет изменить содержание и организацию образовательного процесса для достижения современного качества начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД). Одним из средств их формирования у младших школьников может стать разновозрастный проект. Работа над таким проектом обеспечивает каждому ученику возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, развивать умения контролировать и оценивать эту деятельность и ее результаты. В качестве примера автор данной статьи приводит разновозрастный проект «Наш край - Урал» на уроке окружающего мира с учениками 4-го и 1-го классов.

 

Кокоткина, И.А. Технологии построения урока на деятельностной основе как средство развития универсальных учебных действий / И.А. Кокоткина // Начальная школа плюс до и после».- 2012.-№9.- С. 32-34.

Урок – это много или мало? Почему один урок пролетает как минута, а другой тянется вечность? Вывод прост: на одном уроке дети – пассивные слушатели, а на другом – творцы и открыватели нового! Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание технологий деятельностного типа и выбор заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные. Автор данной статьи предлагает свой опыт работы по применению технологий продуктивного чтения, проблемного диалога и оценки образовательных результатов на примере проведения урока окружающего мира в 4-м классе. Тема урока «Как понять, что у друга на душе?».

 

Иванова, И.Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности / И.Ю. Иванова // Начальная школа».-2013.-№2.-С. 57-59.

Актуальность развития коммуникативных навыков первоклассников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности. В связи с внедряемыми сегодня стандартами второго поколения этот процесс вновь приобретает первостепенную важность. Автор данной статьи пишет, что анализ практики показал, что в начальной школе работа по формированию коммуникативных навыков часто проводится бессистемно, т.е. не учитывается последовательная взаимосвязь в овладении коммуникативными действиями. Учителя испытывают трудности в организации соответствующей деятельности. Именно поэтому было проведено исследование по анализу путей формирования коммуникативных навыков у первоклассников. Какие были поставлены цели и задачи, какие достигнуты результаты, какие можно использовать формы и приемы работы с первоклассниками при формировании у них коммуникативных навыков во внеурочной деятельности можно узнать из данной публикации.

 

Науменко, Ю.В. Содержание организационно-методической работы по развитию универсальных учебных действий у учащихся основной школы в соответствии с требованиями ФГОС //Методист.-2013.-№1.- С. 2-7.

 

Дата последнего обновления страницы 29.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения